Обзор The Swapper
  • Категория: Обзоры

  • Автор: Admin

  • Дата: 27-12-2019, 03:02

Обзор The Swapper

Что бы вы сделали, будь у вас маленькая армия идентичных и совершенно послушных клонов? Я думаю, мы все задавали себе подобный вопрос хотя бы однажды (в возрасте лет этак шести), но никогда всерьез не пытались представить, к чему бы это могло привести на самом деле. The Swapper от Facepalm Games углубилась в эту кроличью нору, которая разветвляется на множество этических проблем и пару-другую заковыристых головоломок. Но как насчет того, чтобы уравновесить столь обременительный концепт с сопоставимым объемом, э-э, удовольствия от игры? И вот что я думаю на этот счет.




Я всегда считал идею существования идентичного мне клона – с теми же мыслями, чувствами и воспоминаниями – довольно жуткой. В конце концов, что мешает такому существу стать «реальным» мной? Или даже лучше, чем я. Я представляю себе, как возвращаюсь домой, а за обеденным столом сидит еще один Макс, а точнее, его Режиссерская Версия С Дополнительными Сценами и Комментариями Актеров, а после идет в ванную и чистит зубы моей зубной щеткой, заселяя ее своими генно-модифицированными бактериями. Он поворачивает мою технологию против меня самого. Оставляет повсюду чужие, неестественные коды. И другие люди приняли бы такой расклад. То есть, почему нет? Ведь они не видят разницы.


The Swapper исследует многие из этих аспектов, но задает и свой, не менее жуткий вопрос: со всеми этими клонами, которые маячат перед носом, существует ли все еще «реальный» я? Или уже нет? И покуда мой гипотетический допельгангер восстает и свергает меня, клоны из The Swapper – это что-то вроде сосудов. Оболочки, которые заключают в себе вашу душу по вашему желанию. Послушные маленькие солдаты, что бездумно бросаются в бездну ради вашего блага (т.е. для решения очередной хитроумной головоломки), жестикулируя, плача и двигаясь точно так же, как вы. Вы наблюдаете за своей собственной смертью снова и снова, и снова, и снова…




Первое время это вызывает настоящий шок. Я воплощаюсь в одном из клонов – оставляя другого пустым и заброшенным, но все еще повторяющим каждое мое движение – и осторожно спускаюсь вниз по тошнотворно высоким скалам. К счастью, я наконец добираюсь до глиняных объятий старой доброй матушки земли и делаю вздох облегчения, потому что после этого спуска все, что выше табуретки, вызывает во мне приступы неподдельного ужаса. А затем я делаю шаг вперед. БУМБДЫЩБАБАХ. Я совершенно забыл о брошенном клоне, который сидел на скалистом выступе выше. Он приземляется прямо передо мной, его конечности неистово дергаются, свободные от рамок, которые обычно накладываются простыми человеческими понятиями о нераздробленных костях. Агонии вторили первоклассные звуковые эффекты, и выглядело это очень неприятно.


И тут я подумал, что в игре мог бы быть элемент морали. Допустим, она молча наказывала бы меня каждый раз, когда клон по моей вине испарялся, разбивался в лепешку или измельчался в грубый порошок. Впрочем, со временем это чувство сошло на нет. В конце концов, мне оставалось лишь смеяться над тем, как вместо моих клонов одна за другой появляются глубокие воронки. Так много головоломок, так много жесточайше загубленных дублей.




Но эти головоломки очень, очень и очень хороши!


История и сеттинг The Swapper любопытны, но головоломки просто на высоте. Поначалу они довольно просты – у вас в руках ружьеподобное устройство Swapper («Переключатель»), который может выплюнуть до четырех клонов за раз. Они повторяют все ваши движения, и любого из них вы можете взять под свой контроль (при помощи вашей «пушки»), если он находится в поле зрения. То есть это позиционная игра. Вам нужно маневрировать своими послушными муравьишками, направляя их на платформы, переключатели и прочее в таком духе, чтобы «реальный» вы мог собирать сферы, позволяющие продвинуться дальше.


Но это только начало. Жанр The Swapper – это в какой-то степени Metroidvania, но не в том смысле, что вы и шагу не можете пройти, не споткнувшись о какой-то предмет или бонус, который дарует вам еще одну богоподобную силу, чтобы вы могли РАЗМАЗАТЬ ПОСТЕНКЕ ВСЕХ ЭТИХ ТВАРЕЙ. Речь идет о развитии вашего ментального арсенала и постепенном ознакомлении с функционалом вашего «ружья», открывающим все более широкие возможности для необузданного клонирования. Как я уже говорил, в начале игра довольно простая, но она остается такой очень недолго.




Шаг за шагом, уровень за уровнем, головоломки начинают обрастать все большим количеством элементов. Разные виды света блокируют тот или иной функционал вашего «ружья», транспортные лучи гоняют вас и/или ваших клонов с места на место со скоростью, от которой глазные яблоки прижимаются к затылку, гравитация переворачивается с ног на голову, а вам, несмотря ни на что, нужно двигать ящики. Это всего лишь поверхностная выборка наслоенных друг на друга шестеренок и винтиков, которые The Swapper загружает в ваш отлаженный механизм по решению головоломок (считай, мозг). В одном моменте я синхронизировал клонов таким образом, чтобы они шли в противоположных направлениях на переключатели, а следом то же самое, но уже сверху вниз, не в силах переместиться в их тела и в паре секунд от того, чтобы превратиться в ароматное космическое желе из кожи и волос.


The Swapper может быть очень сложным, но здесь не бросают вызов вашим рефлексам в духе вы-на-волоске-от-смерти-и-пытаетесь-открыть-дверь-которая-издевательски-просит-пароль. Это игра такого рода, когда вы просто откладываете в сторону геймпад, а затем принимаетесь долго и упорно думать. Это вовсе не значит, что игра не поощряет практических экспериментов, но будьте готовы к тому, что после решения очередной головоломки ваш мозг взмылится пеной, как скаковая лошадь после забега. Усыпив вашу бдительность относительно спокойным началом, головоломки превращаются в чудовища, которое рыщут во тьме и ждут удобного случая, чтобы наброситься на ваши когнитивные способности.


The Swapper не презентует свои головоломки, как, скажем, Portal и прочие недавние «вы только взгляните на это зашибецкое фантастическое допущение» образчики жанра. По существу те игры – это своеобразные эскалаторы, которые помогают вам вздыматься вверх, да так умело, что вы чувствуете себя кем-то вроде Неоспоримого Короля/Королевы Интеллектуальной Горы. А The Swapper хочет, чтобы вы заработали это чувство. Мне не повстречалось ни одной головоломки, которая пришлась бы мне не по зубам, но каждый шаг на пути к разгадке был настоящей битвой.




Игра не жалует единичными всеохватывающими моментами, когда вы кричите «Эврика!» и понимаете ВСЕ. Вместо этого вам приходится выполнять маленькие наблюдения и действия, которые выстраиваются на основе гипотез, теорий, фактов. Медленно, но верно, кусочки мозаики складываются в единую картину. И ты думаешь: «Ага! Вот теперь-то я все понял! Мне просто нужно передвинуть этого клона сюда, а затем нажать на этот переключатель… погодите-ка, нет. Если так, то другой клон упадет и разобьется, поэтому в первую очередь мне нужно переселиться именно в него и… полагаю, пройтись им до стены. СТОЙТЕ. Вот теперь то я точно, наверно, скорее всего, уверен!»


Дизайн уровней великолепен тем, что акцентируется на ключевой идее. На том кусочке, который, я почти уверен, имеет решающее значение. Это способ организации внутреннего убранства уровней, который вводит вас в особое состояние перманентного экспериментирования и поиска решений. Подумать. Подумать еще раз. Зайти в тупик. Отдохнуть. Выйти подышать. Съесть мороже… Стойте, нет. Погладить собаку. Или может прогуляться в парке, потому что это… И тут вы понимаете, что этот мыслительный процесс оккупировал ваш разум. И выхода нет.


Только небольшая горстка задачек отдали мне свои решения практически без боя. Но оставшиеся требовали совершенства – особенно в позиционировании. Иногда это был один из самых раздражающих элементов The Swapper – головоломка складывалась лишь в том случае, если я двигал своих неумелых клонов совсем чуть-чуть. Но стоило едва напортачить, и мне приходилось бегать вокруг, уничтожая или впитывая своих кадавров обратно (в игре нет кнопки Undo, т.к. эта опция поломала бы механику пары-другой пазлов), чтобы начать все сначала. С другой стороны, если понять, как решается головоломка, следующие попытки ее решения не отнимают много времени, но моему дымящемуся мозгу не были по нраву даже такие задержки.




Надо признать, не все головоломки заслуживают похвалы. Некоторые были чересчур глупыми или слишком простыми. Кроме того, участок приблизительно в середине игры кажется немного провисшим – в игре не появляются новые элементы, препятствия, трюки и пр. Также стоит отметить, что даже несмотря на жуткую, удушливую и затворническую атмосферу вкупе с ощущением большого масштаба, которые можно с некоторой натяжкой наградить эпитетом «бесподобные», самое важное в игре – это головоломки. Структура The Swapper воссоздана будто по учебнику по Metroidvania, однако сюжетом не двигает почти ничего. Он подается дозированно через терминалы с воспоминаниями, что немного выправляет ситуацию, но не развеивает чувства, что игра ведет вас по довольно линейному пути.


Впрочем, я бы не сказал, что это обязательно плохо. The Swapper – это чрезвычайная игра. Вы хотите прикоснуться к этому яркому и выразительному образу бездушного космоса, но головоломки все равно остаются главной изюминкой игры. К тому же, это чрезвычайно искусное сочетание стиля и содержания, которое остается таковым вплоть до финальных титров, а после шепчет «Прощай», оставляя ваши дымящиеся синапсы дрейфовать в заслуженном криосне. Это не долгая игра, но будьте готовы, что она поглотит вас целиком – ваш разум, тело и душу. И тогда вы по-настоящему задумаетесь, что из всех этих абстрактных понятий действительно «вы».




The Swapper доступен на Steam.


Клоны, космос и тоска — 7 баллов из 10скачать dle 12.1