Возрождение FMV – MISSING и Her Story
  • Категория: Обзоры

  • Автор: Admin

  • Дата: 18-05-2019, 21:28

Многие наверняка взведут до упора брови, едва заслышав термин «FMV». Зверь это из теперь уже действительно далеких девяностых, когда постыдное количество полигонов предпочитали заменять роликами с живыми актерами, тем самым Full Motion Video из аббревиатуры. Mad Dog McCree, Toonstruck, The Beast Within, Bad Mojo – вот уж где настоящее «кинцо», и без всяких Дэвидов Кейджей обходились. Чего говорите? Не слышали про такое? Эх, вы…


Впрочем, вашей вины тут мало. С приходом навороченных графических ускорителей, шейдеров и прочих бамп-мэппингов боезапас жанра так обеднел, что до недавнего времени рассказывать о прелестях оного приходилось лишь через скудные аналогии с интерактивными развлекушечками для бытовых DVD-плееров и редкими мобильными поделками. Все разом забыли про дружбу кино и игр, решив, что лучше уж драть глаза об угловатые 3D-модельки. Эпоха второсортных театралов низкого разрешения ушла в небытие, без цветов и музыки.


Но недаром же мы тут годами взращивали инди-индустрию, а? Столь же ушлые, сколь и независимые разработчики все же разглядели в FMV теплящийся потенциал и начали потихоньку ворошить золотую жилу. В результате Steam стали одно за другим набивать переиздания классических киноадвенчур, к жизни внезапно вернулся любимец публики «за тридцать» Текс Мерфи (которому мы непременно уделим чуть больше внимания), а люди посмелее приспособили живое видео для своих экспериментальных проектов. Как раз к последним и относятся два наших сегодняшних гостя.




MISSING напоминает разом все триллеры, которые можно поймать в вечернее время по телевизору и посмотреть до ближайшей рекламы, так и не уловив названия. Сюжет, как водится, представлен двумя параллельными линиями. Первая – легкая интерпретация «Пилы» в подвальных декорациях, где главный герой отчаянно ищет выход и кричит почем зря на каждую запертую дверь. Во второй же мы, конечно, играем за хмурого детектива, которому изображение бессонницы дается так же тяжко, как расследование пропажи вышеупомянутого индивида. Что случилось? Кто виноват? Где искать? Никто не знает – в этом обязательная Тайна.


Завязочка глупая, но действенная. Авторы умело обращаются с отснятым материалом и крайне ловко играют на чувстве тревожности: несмотря на отсутствие реальной угрозы, резко-жесткое вступление сразу настраивает на нужный лад и создает по-киношному некомфортную атмосферу. Стены помещения измалеваны надписями типа «ПОИГРАЙ СО МНОЙ», хотя явных правил игры никто не озвучивает, перед носом болтается ключ – судя по всему, от наручников, которые мешают до него дотянуться, – а в голове невольно начинает тикать таймер. Быстрее надо думать, быстрее!




И вот тут оказывается, что думать в MISSING надо как раз-таки меньше всего, ибо геймплей до обидного примитивен. Самая сложная его часть – за жертву, и то только потому, что она подразумевает хоть какую-то деятельность. Темные коридоры подвала на деле оборачиваются комплексом очень простых головоломок, решение которых обычно происходит в рамках двух-трех малокликабельных экранов. К простоте прибавляется еще и чрезвычайная неуместность некоторых паззлов – что ни говори, а вместо игры в поиск слов из ветхой газетенки можно было придумать что-нибудь получше.


Полицейское расследование проходит еще более нелепо. Ждете муторного поиска улик, осмотра ключевых мест и сложных умозаключений? Ну, ничего подобного тут нет, зато есть пара активных точек и суровое QTE «Не пролей на себя кофе».


Не забудьте похлопать багажником, за это даже ачивка есть.


Как бы там ни было, долго наслаждаться однокнопочными увеселениями не придется: MISSING запланирована как сериал, и на прохождение единственного существующего на сегодня эпизода потребуется максимум минут 40. Разработчики объясняют крохотную продолжительность тем, что пока лишь закинули удочки и следят за реакцией сообщества. Оно и понятно – затраты на производство в конечном счете могут и не оправдаться.


А пока что, на радостях и с легкой руки, наша теплая рекомендация. Пускай с геймплеем они явно просчитались, но зачин для качественного триллера уже есть. Не играть, так смотреть уж точно будет занятно.




Совершенно другая ситуация вышла со второй игрой. Это продукт не только законченный, но и практически профессиональный в сравнении с предыдущим. Сделал ее Сэм Барлоу, которому вы можете и не говорить спасибо за сценарий Silent Hill: Shattered Memories или старенькую Aisle, но наверняка захотите пожать руку после знакомства с Her Story.


Вы никогда не задумывались, сколько всего интересного можно было бы нарыть в полицейских архивах? Ну, всякие там фотографии, показания, отчеты, допросы. Особенно допросы. Десятки, сотни часов чистосердечных и не очень – это ж просто кладезь для психологов, криминалистов и любителей сериала «Теория лжи». Если вы из таких, без колебаний закрывайте этот текст и маршируйте за игрой.


Her Story не объясняет вообще ничего, но оно к лучшему. На экране, кхм, экран. Безумно старый и чертовски шумный, однако ж экран полицейского компьютера. Первичный осмотр открытых окон показывает, что мы в процессе изучения видеозаписей бесед некоей женщины с представителями власти. Толкуют о разном: работа, свадьба, детские сказки, убийство – но истинный предмет разговора от нас по-прежнему ускользает из-за раздробленности и непоследовательности роликов. И чего делать-то?




А потом обнаруживается строка поиска. Стоит только заменить исходный запрос на любой другой, как в поле результатов появляются новые клипы, которые нисколько не помогают разобраться в происходящем, но жуть как интригуют. Потихоньку понимаешь, что компьютер выдает пять фрагментов, в которых встречается введенное слово, и от них уже надо плясать дальше. Спонтанно вбиваешь «муж» – выясняешь, что у пресловутой барышни пропал супруг, а сама она в период трагедии уезжала вон туда-то. Прочесываешь базу по названию городка – узнаешь цель поездки. Копаешь глубже – получаешь еще один слой ценной информации. Отсюда начинается настоящая игра, цель которой и заключается в том, чтобы развернуть до конца Ее Историю.


Главная и бесконечно гениальная здешняя прелесть – нелинейность повествования. Не имея никаких развилок, Her Story все же преподносит один и тот же сюжет совершенно по-разному в зависимости от действий игрока. Кто-то пойдет по случайным ниточкам и размотает целый клубок, кто-то предусмотрительно разложит все факты по полочкам, прежде чем продвигаться дальше, кто-то от общих вещей перейдет к частным, а кто-то наоборот – однозначно правильного метода здесь нет. В любом случае вы получите свой личный вариант авторской истории, причем в полном объеме – вышеупомянутое правило пяти клипов следит за тем, чтобы никто не забегал вперед раньше положенного.




В специальном окошечке можно отслеживать, сколько клипов осталось найти.


Отдельного упоминания достоин сам сюжет. Излагаемый, в сущности, одним лишь персонажем, захватывает он не хуже именитых детективных лент и выходит далеко за рамки монитора, внутри которого изначально разворачивается, во многом благодаря эффектным твистам. Пока вы думаете, там одно, оказывается, оно вон как, да и вообще у-ух!.. Скажем просто, что убийца далеко не садовник, а актерского таланта героини хватит, чтобы вас запутать, восхитить и впечатлить. Главное – уметь слушать.


Her Story, пожалуй, стала самым удачным применением FMV-технологии за последние годы. Мозаичная структура повествования, Большая Интрига и простенький, но увлекательный игровой процесс – всем искателям необычного, а также ценителям первозданной эстетики VHS к посещению обязательно.


P.S. На случай пробуждения глобального интереса делимся подробным перечнем игр с Full Motion Video. Приобщайтесь!

скачать dle 12.1