Обзор NieR: Automata
  • Категория: Обзоры

  • Автор: Admin

  • Дата: 8-04-2019, 09:15

В одном из уголков NieR: Automata живет мой любимый персонаж. Это бестолковый робот, который веселит злорадную толпу, раз за разом выбирая из предлагаемых монет ту, что с меньшим номиналом – самую «клевую». От желающих поглазеть на бракованную жестянку отбоя нет никогда, а бедняга, судя по всему, даже не подозревает, что зеваки над ним откровенно издеваются.


И только при тесном знакомстве можно выяснить, что не такой уж он и бестолковый. Очень даже наоборот: будучи способным производить сложнейшие вычисления, он смекнул, что притворяться глупым выгоднее. Кто бы в здравом уме давал ему деньги просто так? При нынешнем же раскладе всем вокруг настолько весело, что они и не замечают, как расстаются с кругленькими суммами. Гений, называется, за работой.




Наверняка за прошедшие после релиза месяцы подобная аналогия уже где-нибудь да звучала, но робот этот заслуживает внимания прежде всего потому, что на него похожа сама NieR: Automata – игра, которая усиленно строит из себя пустышку на радость рядовому обывателю. Со стороны это просто слэшерная дурочка в коротенькой аниме-юбке, завлекающая тонной развратного фан-арта, в котором сама же с нескрываемым удовольствием купается. Подходи, мол, тут все просто и знакомо.


На деле же… Ну, никакая другая игра меня так еще не обманывала, являя при этом сущность гораздо более интригующую и яркую, чем обещалось. Это книга тысячи обложек, и прежде чем судить хоть об одной, нужно увидеть их все.


Первые часы история андроидов-школьников, воюющих с механическими захватчиками за светлое будущее погибающей Земли, никакого трепета не вызывает. Оно и понятно: в современной японской культуре сложнее, наверное, найти примеры, где подростки не спасали бы мир, и поначалу NieR: Automata дает мало поводов сомневаться, что сюжет здесь – лишь довесок к слэшеру. Забористому, как это водится у PlatinumGames, даром что уступающему в комплексности недавно причалившей к ПК-берегам «Байонетте».




Боевая система укладывается в краткие последовательности из легкого и тяжелого ударов, уклонения, стрельбы при помощи дрона-компаньона да ситуативной суперспособности на выбор. Механика получилась предельно простая, но динамичная и, что самое важное, осязаемая: в каждом выпаде по-прежнему чувствуется мощная отдача, и никаких витиеватых комбо-приемов для этого не потребовалось.


Честно говоря, отсутствия последних не замечаешь вообще. Отчасти потому, что возможностей для персонализации боевого стиля все еще хватает – от чипов, регулирующих параметры героев, до множества видов оружия, – но в большей степени благодаря тому, что игра ни на секунду не перестает меняться.


NieR: Automata достаточно одного движения камеры, чтобы превратиться в ладно скроенный твинстик-шутер. Еще пируэт – и к безостановочному экшену примешались элементы платформера. Взмыли в воздух – сыграли в классический скроллер. Правила чуть меняются – и это уже данмаку-пазл. Или паркурный рейсинг. Или все что угодно, по большому счету. Происходящее на экране с равной долей вероятности может выглядеть так:




Или так:




Геймплей здесь, несмотря на мнимую простоту, постоянно балансирует на стыке жанров и пользуется сразу всеми их достоинствами, в то же время твердо стоя на слэшерной основе. Такое поведение долго кажется странным, но в этом и заключается прелесть игры – она умеет удивлять и не боится свое умение пускать в ход. Оригинальная NieR тоже баловалась подобными выкрутасами, однако здешний геймдизайн в разы изобретательнее и, спасибо все тем же Platinum, изящнее.


На песочницу, что поразительно, авторского таланта тоже хватило. Чудесный мир NieR: Automata набит побочной активностью, которая ни по проработке, ни по важности не уступает сюжетным эпизодам, поэтому интерес к исследованию не иссякает до последнего. Тут нет никаких хитрых симуляций жизнедеятельности, продвинутых алгоритмов и нелинейности – это статичная картина, но прописанная в таких приятных мелочах, что в натуральности ей не откажешь при всем желании.


Из-за этого даже исконно азиатская любовь к гринду всего и вся не столь бросается в глаза. Ресурсов тут много, а для апгрейдов их требуется еще больше, но как минимум две трети необходимого лута собирается в процессе активной беготни по разномастным поручениям.


Ну чего вы, японских игр никогда не видели?


Пожалуй, именно изобретательность и удерживает внимание, пока авторы неспешно закидывают сценарные удочки. В безостановочной игровой карусели вряд ли удастся выделить точный момент, когда NieR: Automata из восточного боевика про вайфу с катанами превращается в серьезную драму, но в конечном итоге не заметить, что роботы, которых ты только что разрубал на шестеренки, вдруг заговорили про любовь и смысл жизни, просто невозможно.


Вопросы существования, искусственного интеллекта, эмоций, сознания, идеи общества, политики, религии, свободы и еще десяток философских концепций совершенно внезапно становятся во главу повествования. Об этом остроумные зарисовки в бледно-коричневом снаружи, но безмерно красивом внутри открытом мире, где забавные колобки играют в людей, и об этом главная сюжетная линия андроидов 2B, 9S и A2. Об этом настоящая NieR: Automata во всем своем великолепии. Вот как раз ее хочется обсуждать часами, сбивчиво перебирать все затронутые темы и иллюстрировать их красочными примерами, чтобы все поняли, за что ее стоит любить. Но как бы того ни хотелось, тут уже сказано больше, чем следовало, и вдаваться в конкретику – значит испортить грандиозный сюрприз, подготовленный для пытливого и терпеливого игрока. Этот путь действительно стоит пройти самостоятельно.




Я, признаться, не собирался покупать ее вовсе. И как-то так получилось, что спустя 50 часов NieR: Automata перешла из категории «на вечерок» в разряд тех игр, от рассказов про которые моих знакомых уже тошнит и которые навечно закрепились у меня на винчестере, несмотря на то, что они пройдены вдоль и поперек и запускаются раз в два месяца ради парочки любимых моментов. И не буду врать, сколько раз мною был прослушан изумительный саундтрек «Автоматы», но Мартину О’Доннеллу с его гениальными композициями для Halo уже пора волноваться.


Черт его знает, что там Йоко Таро подсыпает в свои творения, но он дал понять кое-что о современных блокбастерах: им в тягость быть играми. Для них это обременительная ноша, необходимость развлекать свою аудиторию на протяжении табельных сорока часов, размазанных по приторным механикам. Многие из них могли быть фильмом, книгой или веб-комиксом, ничего при этом не потеряв, а кое-где даже приобретя.




Только не NieR. Она настоящая игра, которая действительно хочет ей быть и выжимает из своего формата все, что можно. Здесь каждый элемент вкладывается в общую картину, составляет удивительное творение, где неведомым образом сосуществуют вечные, взрослые темы и ачивменты за подглядывание под юбку главной героини, где уживаются искренние слезы и смех, негодование и радость. NieR: Automata – обширная рефлексия игрового и жизненного опыта, мощнейший катарсис, неожиданный и затрагивающий до глубины души. И, что не менее важно для продукта сферы развлечений, она вызывает неподдельное любопытство, которое заставляет аж трижды нажать на кнопку «Новая игра» и ведет тебя буквально до последнего кадра финальных титров, под прекрасную песню уносящих одну из лучших игр в истории.


Это не жанровый прорыв, коими в свое время были Half-Life или Baldur’s Gate, но эталон творческой смелости для индустрии в целом. Игры все чаще забывают, что значит быть играми, а мы в свою очередь понемногу теряем из виду причины, по которым вообще считаем игры искусством. В лице NieR: Automata у нас теперь есть увесистое напоминание, которого хватит на долгие годы вперед.

скачать dle 12.1