Библиотека Steam: Endless Space 2
  • Категория: Обзоры

  • Автор: Admin

  • Дата: 4-08-2019, 07:23



Оригинальной Endless Space «повезло» выйти примерно в одно временное окно с целой пачкой других глобальных космических стратегий. В моем конкретном случае удача ударила дважды; конкуренты не только забили эфир, но еще и сумели отвратить вашего покорного от темы как таковой. Endless Space, во-первых, не был куплен, и во-вторых, автоматом попал в одну мусорную корзину с поделками с кикстартеров. В сиквел, соответственно, играть тоже не хотелось. Но партия сказала надо.


И знаете что, партия была права.


Итак, Endless Space 2 есть глобальная пошаговая стратегия про галактическую экспансию, поиски останков древних рас и вечно веселящие перестрелки лазерами в вакууме. Как полагается, сюжета в игре нет, зато есть партии и куча вплетенных в плоть ES2 сценариев. Два главных местных развлечения – это деятельное царствование над солнечными системами и флотоводство. Добро пожаловать.


Приятные сюрпризы начинаются с самого знакомства с игрой.


Как вы, может быть, знаете, над космическими стратегиями висит одно живучее родовое проклятье. Имя ему «Интерфейс». Где-то девять из десяти проектов нашего жанра радуют геймеров разнообразными меню, иконками, списками, стрелочками и тому подобным. Само собой, набор обязателен к освоению. И все бы ничего, если бы по интуитивности и простоте сие счастье не стояло где-то между «Фотошопом» и «Сони Вегасом». Кроме шуток, взять и, скажем, с нуля настроить трансляцию на Twitch.tv, с перебором софта, плагинами и сценами бывает сильно легче, чем сделать десять ходов в какой-нибудь Space Emperors of the Forgotten Black Hole.


Не получается построить корабль. Не получается распределить ресурсы. Не получается изучить технологию. Не получается ничего. Бесполезных компьютерных помощников хочется перевешать, чтобы послушать, как они будут перед смертью хрипеть своими раздражающими фальшивыми голосами.


На общем фоне Endless Space – просто чудо. Несмотря на то, что стратегия богата хардкором типа внутренней политики с выборами через каждые 20 ходов или груды разных стратегических ресурсов (или тонкой настройки оснащения боевых кораблей, или здоровым запутанным списком доступных технологий, или еще тучей других механик), на первом ходу дебютной партии с ума не сойдешь.




Прежде всего потому, что галактическая с ее политическими и прочими обвесами в целом лаконична и оттого проста для понимания. Нутром чуешь, бездна микро-менеджмента притаилась где-то рядом, но вроде бы и кораблики в один клик уходят делать свои простые задания, и страшный загруженный экран управления системой отпускает, стоит заказать одну любую постройку. И главное, игра остается тобой довольна – ты, мол, молодец, все правильно сделал, а больше с тебя и спросу нет. Политика есть сразу, но работает в фоновом режиме, хитрые кораблики еще не открыты, а все эти непонятные левые ресурсы пока просто сбрасываются в копилку.


Ближе к голубой мечте «Цивилизации» в космосе» пока что не приблизился никто.


Спустя ходов эдак сто начинаешь даже поражаться, как точно Endless Space 2 отыгрывает программу Civilization. Солнечные системы – это по сути те же города, планеты – это районы и обрабатываемые клетки в одном лице, космические открытия делаются примерно теми же разведчиками с примерно теми же результатами, а вся политика-экономика – это давно знакомые раскидывание горожан по клеткам и охота за редкими ресурсами.




Глубинные механики тем временем работают в фоновом режиме и ждут своего часа. Ключевое слово здесь — работают. Несмотря на десятилетия развития, наши любимые глобальные стратегии любят провернуть вот еще какой фокус: на самом старте партии на игрока вешается невидимая гиря, тянущая подопечную цивилизацию на дно. Пока ты не раскопаешь сокрытую в интерфейсе тайну, каждый ход будет приносить с собой боль и унижение.


А делать надо, как в Endless Space 2, где можно вообще не разбираться ни в чем, и ваша галактическая империя все равно продолжит весело развиваться. Экспертное же знание местных механик в свою очередь просто позволяет выжать их ходов и ресурсов намного больше пользы.


И еще ES2 любит показывать радующие глаз картинки и заставки. Всякие анимации и ролики через 15 минут игры, само собой, приедаются и начинают уже больше раздражать, но мудрые разработчики дали нам опционально отключить почти всю мишуру.




Чисто механических недостатков я в игре насчитал полторы штуки. Первый засел в меню апгрейда кораблей. Оный проворачивается как-то странно. Сначала ты вставляешь все крутые модули в проект судна, потом верфь все равно выдает тебе стандартную болванку, потом ты ручками проводишь улучшение отдельной кнопкой. Алгоритм, скажу я вам, не очевидный. Пока окончательно не разберешься в меню, смена поколений пушек на корабликах изрядно раздражает.


Задним числом, конечно, понимаешь, что это просто игра не хочет забивать экран с очередью строительства десятью тысячами вариаций одних и тех же кораблей (и правильно делает), но сначала ты все равно забудешь про ручной апгрейд, 20 ходов будешь строить флот болванок и отправишь его сливаться прокачанным соперникам. Приятного будет мало.


Ну а половинка недостатка — это кнопка меню «Назад», почему-то почти везде висящая по центру верхней границы экрана.




Великое счастье интерфейса ES2, к вящему восторгу всех любителей глобальных стратегий, есть лишь половина общего праздника. Вторая половина – это местные фракции. Они реально разные.


Рассказывать про то, как раса зеленых человечков стилистически отличается от цивилизации киборгов, более-менее бесполезно. За историю существования научной фантастики в космос поселили уже столько всякой всячины, что достаточно лишь десять раз ткнуть в разные концы фантастической галактики, и набор разноцветных покорителей вселенных готов. Стоит лишь отметить, что и здесь художники постарались, и игра стабильно радует глаз приятными зарисовками.


Я говорю сейчас опять о механике. Механика — царь и бог всех стратегий, куда деваться.




Так вот, наши зеленые-синие-жетлые и прочие человечки — действительно разные. Разные за границами перетягивания циферок святого треугольника «наука-война-экспансия» (хотя и не без этого). Архетипы вроде «Мирная нация про дипломатию» в ES2 получили еще и всякие уникальные, извините, перки. Оные просто на фундаментальном уровне не дают одинаково играть за людей и каких-нибудь космороботов.


Некоторые цивилизации, правда, умело маскируются под обычных болванчиков. Если взять местных… балующихся фокусами с ДНК людей имени Горацио, то поначалу ничего особенно и не замечаешь. История этого народа отдаленно напоминает сюжет из «Схизматрицы». Были в этой книге похожие товарищи, назывались шейперами, лепили из себя любимых идеальных красавцев и красавиц.


Горацио пошли дальше. Пятьдесят ходов ты гадаешь, чем же таким они отличаются от «просто людей», кроме как улучшенными кораблями разведки, а потом замечаешь какую-то странную новую кнопку на панели управления. Внезапно оказывается, что расистские квесты горацио — они не только и не столько оттого, что у сценаристов плохо с фантазией, сколько оттого, что горацио не живут в соседстве с другими расами, они сращивают их ДНК со своей. Зарабатывая по пути чужие расовые бонусы, да.


Звучит сравнительно просто. И правда, если сравнивать с народом киборгов, способных искривлять пространственно-временной континуум, все просто. Вот с последними разбираешься не за 50 и даже не за 150 ходов. Окей, на планете можно ускорить время и выдать 300% производства, зато потом эта планета умрет… Или время может наоборот застыть, но тогда планета будет работать с неким хитрым модификатором и штрафом… А можно врубить еще какой-то там цикл… Лучше-таки сначала разобраться с «простыми» фракциями.




Ближайший аналог, который приходит на ум, — это Total War: Warhammer с его сильно разными путями к победе для разных фракций. Но даже там не было наверчено столько всякой всячины.


Разнообразие подходов к игре в Endless Space 2 – несомненный жирный плюс, но из него же произрастает и главный недостаток стратегии. Чем дальше ты заходишь в межгалактический лес, тем яснее осознаешь, что в балансом-то в игре не очень. Десяток уникальных фракций привести к общему знаменателю непросто, и у дизайнеров ES2 дело выгорело сильно не до конца. При одной и той же сложности партии и одних и тех же стартовых условиях за определенных пришельцев играется откровенно легче. Настолько легче, что остальные цивилизации начинают восприниматься даже уже не столько хардкорными ребятами для настоящих стратегов, сколько хилыми неудачниками с гирями на щупальцах.


Но к тому моменту, когда неравная борьба начинает досаждать, ES2 с лихвой отбивает все вложенные в ключ деньги. Ибо в игре приятно заниматься решительно всем — и застройкой планет, и исследованием галактик, и строительством флотилий, и даже внутренней политикой, и вообще. Хрестоматийный тест про ситуацию, когда на дворе сколько-то там утра, а тебе хочется сделать ну еще один ход, игра уверенно сдает в первую же сессию за клавиатурой. И что не менее важно, еще долго не отпускает любителя пошаговых стратегий.

скачать dle 12.1